
Права человека как инструмент гибридной войны
Михаил Олейчик, журналист
Каждый год, начиная с 1950, мир отмечает 10 декабря как День прав человека. Это день приурочен к дате принятия и провозглашения Генассамблеей ООН "Всеобщей декларации прав человека", которое состоялось двумя годами ранее.
Почему возникла необходимость принятия документа, которого ранее не существовало в мировой политике?
Напомним предысторию. Когда еще в ходе Нюрнбергского военного трибунала (1945-46 гг.) над главарями фашистской Германии мировая общественность узнала о зверствах гитлеровцев и их сателлитов во время Второй мировой войны (1939-1945 гг), то стало очевидно, что Устав ООН, принятый 26 июня 1945 года, недостаточно точно определяет права человека. Появилась необходимость заключить Всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности.
Такой документ, получивший название "Всеобщая декларация прав человека", был подготовлен в 1948 году. При принятии документа и его голосовании в ООН представители СССР, Украины и Белоруссии воздержались. Почему?
Дело в том, что Москва с самого начала относилась неоднозначно к инициативе Запада по декларированию прав человека в отдельном международном документе.
С одной стороны, СССР как страна-победитель в только что закончившейся войне должен был, что называется, держать марку и проявить формальную солидарность со своими недавними союзниками в гипотетически благородном и нужном деле — обновлении понятий прав и свобод человека в послевоенном мироустройстве.
С другой стороны, Москве эта идея явно была не по душе. И у руководства СССР были на то серьезные основания.
Во-первых, более актуальной представлялась необходимость восстановления разрушенной войной страны, сохранения и наращивания геополитического превосходства в уже разделенном на два противоборствующих лагеря мире. В этой связи проблема прав человека представлялась Москве далеко не главной.
Во-вторых, принятая в 1936 году Конституция СССР, по мнению руководства страны, в полной мере отражала не только права, но и обязанности гражданина страны. Причем там упоминались такие права, которые коллективный капиталистический Запад не мог гарантировать своим гражданам, а поэтому о них скромно умалчивал.
В-третьих, как СССР, так и коллективный Запад, надо полагать, понимали, но публично не признавали, что по жизни нет и не может быть ни одной страны, где бы декларируемые права и свободы полностью и неукоснительно соблюдались. Стало быть, их нарушения могут стать, образно говоря, козырной картой, которая будет разыгрываться в большой пропагандистской игре противоборствующих сторон. Так оно и получилось в период холодной войны (1946-1991 гг.), а в нынешнем столетии это стало эффективным инструментом гибридной войны.
Поскольку в послевоенный период «передний край» идеологического фронта проходил все-таки в Европе, то «Старый свет» принял на вооружение региональный вариант Всеобщей декларации, локализовав ее в 1953 году в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
В отличие от всеобщего варианта его европейский аналог предусматривал создание особого механизма защиты провозглашенных прав и свобод. И такой механизм был создан первоначально в 1959 году, а с 1998 года начал работу на постоянной основе. Это Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который находится в Страсбурге (Франция). Его не следует путать с Европейским судом и судом Европейского союза. которые заседают в Люксембурге.
ЕСПЧ - судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все 47 государств, входящих в Совет Европы (СЕ) и ратифицировавших Европейскую конвенцию. Начиная с 5 мая 1998 года юрисдикция ЕСПЧ распространяется и на Россию.
Как показывает статистика, подавляющее большинство исков в суд исходят от физических лиц к государствам, а вот межгосударственные тяжбы - явление редкое. С момента своего создания и до 2020 года суд рассмотрел только четыре таких дела: Ирландия против Великобритании (1978 г.); Кипр против Турции (1994 г.); Дания против Турции (1997 г.) и Грузия против России (2014 г.).
Пятым делом стало Россия против Украины (2021 г.). Причем в истории нашей страны это первое обращение в ЕСПЧ. Почему же раньше Россия не использовала судебный инструментарий в гибридной войне? И для чего она сделала это сейчас? Причин несколько.
Во-первых, Европейский суд по правам человека, по мнению Москвы, - политически ангажированная структура, которая при рассмотрении исков граждан с большой предвзятостью относится к нынешнему политическому руководству России.
Во-вторых, Россия дала понять европейским судьям по правам человека, что выносимые ими решения могут полностью или частично игнорироваться, если они противоречат положениям Конституции РФ. Такой закон подписал президент Владимир Путин 15 декабря 2015 года. Кстати, аналогичное решение принял и Верховный суд Великобритании в 2017 году.
В-третьих, лишь только летом 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», наделяющие ее полномочиями подать межгосударственную жалобу в ЕСПЧ.
В-четвертых, Украина рвется в Евросоюз и настаивает на форсированном приеме в НАТО, но при этом нарушает права человека. Это идет вразрез как с Всеобщей декларацией, так и с Европейской конвенцией. И в этом отношении Запад прикидывается политически слабовидящим. Своим обращением в ЕСПЧ Россия будет способствовать его прозрению.
Наконец, в-пятых, идя по пути нарушения прав человека в течение последних семи лет, Киев накопил такое портфолио преступных деяний, что их хватит не на один иск в суд, по значимости близкий к Нюрнбергскому трибуналу. Чаша терпения России переполнена, и апелляция в суд — цивилизованная возможность притормозить нарушение Киевом «красной линии», к которой он подошел вплотную и пересечение которой, как предупреждал Кремль, чревато для Украины потерей ее государственности.
Что касается самого иска, то Россия четко и аргументированно сформулировала межгосударственную жалобу на Украину по 10 группам нарушений: водная блокада Крыма; санкции в отношении России; катастрофа малайзийского Boeing; обстрелы Донбасса; гибель россиян на приграничной с Донбассом территории; нераскрытые убийства в Одессе и на Майдане; похищения и пытки; нападения на журналистов; деятельность сайта «Миротворец» и запрет русского языка на Украине. Как показывает практика, пакетированная жалоба имеет больший шанс на успех, нежели одиночный иск.
Цель такого обращения в ЕСПЧ, по мнению Генпрокуратуры РФ, заключается в том, чтобы «привлечь внимание Европейского суда и всего мирового сообщества к грубым и систематическим нарушениям прав человека украинскими властями, зафиксировать в международно-правовом поле многочисленные факты преступных деяний, заставить власти Украины прекратить их совершение, провести надлежащее расследование и немедленно привлечь виновных лиц к ответственности, восстановить мир и согласие на территории Украины».
В русском языке есть устойчивое словосочетание «пока суд да дело», которое означает затяжной, длительный характер некого процесса. В нашем случае - рассмотрения иска в суде. И ЕСПЧ своей судебной практикой это подтверждает: дела там могут рассматриваться годами. Такой же временной период, по мнению бывшего наблюдателя ООН Пьера Анро, ждет и иск России к Украине.
Ну, что ж, наберемся терпения. Не будем терять надежду. И почаще будем возвращать эту тему в международную повестку, чтобы не дать ей сползти на периферию внимания мировой общественности.
Оставить сообщение: